Коллекторы

Как разговаривать с коллекторами

Практически все знают, что такое коллекторское агенство (КА), многие не просто о них слышали, но и сталкивались с необходимостью общения с данными структурами.

Конечно, лучше не допускать просрочек по кредитам и возвращать взятый кредит вовремя. Однако ситуации бывают разные, кто-то потерял работу, другой заболел и не может погасить кредит. Таких "проблемных" клиентов банки часто пытаются передать коллекторам с целью возврата долга.

Большинство должников не знают своих прав, а также как общаться с представителями КА, в связи с чем допускают ошибки и позволяют трепать нервы себе и своим родственникам. Начнем с приятной для многих новости - в 2012 году Верховным судом РФ принято постановление, согласно которому кредитные организации не могут передавать информацию о задолженности по кредитам граждан в коллекторские агентства для "выбивания" долгов, как это делалось раньше. Теперь это возможно, только если соответствующий пункт есть в кредитном договоре. Если такого пункта нет, то передача клиента коллекторам возможна, но лишь после принятия судом соответствующего решения. Однако это не означает, что теперь не надо возвращать кредит - отдавать долги все равно необходимо. Кроме того кредитные организации наверняка уже внесли соответствующий пункт в свои кредитные договора, а значит никто не застрахован от общения с коллекторскими агенствами.

Общение с коллекторами

Общаться или нет в принципе с представителями коллекторских агенств, каждый решает сам. Но чего действительно не стоит делать, так это бояться их. У Вас достаточно прав, закрепленных законодательно, в отличие от тех же коллекторов. Например, гарантированное Конституцией РФ право на неприкосновенность частной жизни, закон о защите персональных данных, вышеуказанное постановление ВС РФ и т.д. и т.п. У коллекторов же нет практически никаких законных способов взыскания задолженности, а для незаконных существует уголовный кодекс.

Итак, если Вам позвонили по поводу Вашего долга, то не надо "падать в обморок" и лебезить. По возможности старайтесь записывать на диктофон Ваши телефонные и очные переговоры. Разговаривайте спокойно и уверенно, сразу дайте понять, что Вы в курсе своих прав и не позволите их нарушать.

Для начала необходимо выяснить, кто это собственно Вас беспокоит. Вы не обязаны по требованию постороннего лица представлять свои персональные сведения, а вот позвонивший Вам человек должен представиться, назвать организацию, в которой работает и свою должность. К слову, работники КА не любят представляться, и Ваш разговор может закончиться уже на этом этапе.

Затем узнайте, на каком основании Вам позвонили. На основании какого документа банк передал Ваши персональные данные третьему лицу и на основании чего коллекторское агенство требует с Вас возврат долга. Кстати, подписываемое Вами при заключении кредитного договора согласие на передачу данных, касается в основном бюро кредитных историй и в 99% случаев коллекторское агенство в данном согласии не указано. Попросите прислать Вам документы, на основании которых КА Вас побеспокоило и скажите, что разговаривать Вы будете только после их получения. Статья 385 Гражданского кодекса РФ прямо указывает на то, что без данных документов Вы вправе не выполнять требований по оплате долга. Если внятного ответа о документах не получено, то можно напомнить представителю коллекторского агенства об ответственности за незаконное получение Ваших персональных данных (Статья 183 УК РФ).

Представитель КА пытается напугать Вас судом? Не обращайте внимания. Коллекторское агенство совершенно не заинтересовано в том, чтобы дело решалось в суде, так как в данном случае Вы будете судиться с банком, и КА ничего не заработает.

Если Вы родственник должника, то тут еще проще. Скажите, что задолженность Вашего родственника это его проблемы, а не Ваши и он сам отвечает за свои поступки. Если Вас спрашивают, где его найти, то Вы не обязаны это знать и вообще не собираетесь рассказывать что-либо незнакомым людям. А если Вас не перестанут беспокоить, то Вы обратитесь в прокуратуру. Чаще всего этого достаточно для того, чтобы от Вас отстали.

Иногда бывает, что представители коллекторского агенства высказывают прямые или завуалированные угрозы в адрес должника. Если сотрудники КА угрожают каким-то образом Вам навредить, то стоит предупредить, что разговор записывается и будет в целях безопасности передан Вашему юристу. А также напомнить про целый букет соответствующих статей Уголовного Кодекса РФ, например Статья 119 -Угроза причинения вреда здоровью; Статья 163 - Вымогательство; Статья 179 - Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

В любом случае, как уже говорилось в начале статьи, лучше не допускать просрочек, чтобы не пришлось общаться с коллекторским агенством. Если не можете платить по кредиту – заранее обращайтесь к нам. Мы Вам поможем перекредитоваться на выгодных для Вас условиях.

Прочитать другую статью или Заказать кредит